Бортовой, или маршрутный компьютер представляет собой автомобильное устройство для считывания, обработки и вывода на дисплей полезной для водителя информации. На Renault установлен штатный прибор, который не отображает необходимые данные. Для решения этой проблемы нужно провести активацию бортового компьютера (БК) Рено Дастер. Объем выполняемых действий будет зависеть от версии программного обеспечения устройства.
Достоинства бортового компьютера для Рено Дастер
Наличие маршрутного компьютера в машине дает владельцу множество преимуществ, которые помогут увеличить срок службы автомобиля и повысят безопасность поездок. К основным достоинствам компьютера в Дастере можно отнести:
- получение информации о неисправности двигателя и степени опасности поломки;
- вывод на дисплей сведений о расходе топлива и его остатке в баке;
- предоставление статистических данных (средняя скорость, пройденное расстояние, израсходованное топливо);
- отображение информации о температуре воздуха в салоне и за бортом и др.
Разновидности БК
Различают 2 вида автомобильных компьютеров:
- универсальные мультисистемные;
- модельные.
Первые работают почти со всеми марками автомобилей, а вторые могут устанавливаться только на некоторые модели машин. При смене авто модельное устройство нужно будет заменить, а универсальную систему – перепрограммировать.
Установка самостоятельно приобретенного БК потребует его подключения к многоканальной CAN-шине. Система цифровой связи и управления электрическими устройствами машины позволяет собирать данные о состоянии приборов и обмениваться сведениями между ними.
Для идентификации маршрутного компьютера и получения информации от датчиков необходима активация прибора. Чтобы переключать режимы работы, потребуется монтаж дополнительной кнопки.
Установка и активация бортового компьютера Рено Дастер
Не на всех автомобилях имеются маршрутные компьютеры. Существуют 2 варианта установки и активации БК. На некоторых авто необходимо только включить штатный прибор, который был установлен на заводе. В базовой комплектации Дастера до 2015г. выпуска штатный компьютер установлен, но не подключен и не активирован, а после 2015 года только не активирован.
Если комплектация не предполагает наличие БК, то его приобретают самостоятельно. Чаще всего дисплей устанавливают в один из воздуховодов, а подключают устройство к CAN-шине. Здесь сложность состоит в протяжке жгута в салон. Подсоединение проводится через разъем, расположенный в тыльной части БК.
Подключение специального приложения
Для включения программно заблокированных функций необходимо подключить ноутбук к диагностическому разъему. Он находится в перчаточном ящике и имеет маркировку OBD II. В разъем вставляется диагностический блок, через который по Bluetooth передаются команды от ноутбука. Войдя в меню приложения и используя предлагаемые подсказки, проводят активацию маршрутного компьютера.
Для того чтобы подключить функции расхода топлива и измерения температуры наружного воздуха, нужно:
- выбрать в диагностическом меню “Панель приборов” и зайти в опцию “Конфигурация”;
- активировать функцию “ADAC display type”;
- в появившемся окне выбрать “Расход на 100 км” и сохранить;
- подтвердить запись нового параметра.
Аналогичным образом устанавливаем температуру. После всех манипуляций производим сброс ЭБУ. Эта штатная операция позволяет выводить записанные параметры на дисплей БК. Более подробно в видео ниже:
Основные сложности возникают при прошивке щитка приборов Дастера первой фазы.
Через ОБД разъем тут запрограммировать не получится. Придется снимать и разбирать, паять и протягивать дополнительную проводку. Но обо всем по порядку.
Разборка приборной панели
Перед началом работ необходимо отсоединить минусовую клемму от аккумулятора. Для демонтажа приборной панели необходимо последовательно выполнить следующие действия:
- снять кожухи рулевой колонки;
- демонтировать облицовку центральной консоли;
- при помощи отвертки снять правую и левую декоративные накладки панели приборов;
- вывести из зацепления нижнюю накладку козырька и снять ее;
- демонтировать правую и левую накладки козырька;
- ключом Torx Т-20 отвернуть 4 самореза крепления приборов;
- вывести блок приборов и отсоединить колодки от черного и серого жгута проводов.
Для установки нештатной кнопки и активации компьютера потребуются дополнительные провода, клеммы и соединитель.
Для активации БК без пайки потребуется программатор СН341А. Он подключается к микросхеме при помощи специальной прищепки SOIC. Правила сборки и подключения программатора подробно описаны в бортжурналах владельцев Дастера.
Для сборки программатора без пайки необходимо подключить к его контактам с одной стороны провода с разъемами (дюпоны), а с другой – прищепки. После этого программатор соединить с USB-портом компьютера. Чтобы прошить микросхему, понадобятся 3 программы:
- AsProgrammer;
- LFE 2.6;
- PonyProg.
Для программирования необходимо:
- Установить драйвер на СН341А из папки AsProgrammer\CH341-Drivers.
- Разместить перемычку между выводами 1 и 2 программатора.
- Подключить его к микросхеме приборного блока.
- Считать свою прошивку и сохранить под именем “mydump”.
- Изменить расширение прошивки через программу PonyProg на .hex.
- Открыть LFE и загрузить свою прошивку.
- Нажатием соответствующей кнопки изменить версию на новую с 2 (например 6001 на 6002 и т.д.).
- Загрузить сохраненный файл с расширением .hex и с новым именем “final”.
- Прошить микросхему файлом “final.bin”.
Теперь останется лишь установить связь между БК и контроллером впрыска.
Программирование бортовика
Для подключения штатного БК необходимо демонтировать приборную панель. Далее работы выполняются в следующей последовательности:
- К контакту 23 черного (левого) разъема подсоединяем очищенную от изоляции часть провода. Другой конец крепим к клемме 1 нештатной кнопки. Провод от контакта 2 соединяем с “массой”. На трубе усилителя, расположенной за блоком приборов, имеется приваренный болт.
- Проверяем работу кнопки. При правильно проведенном монтаже после нажатия клавиши переключаются экраны БК. Кнопку монтируют в удобном для водителя месте.
- Протягиваем провод из салона под капот, используя тонкую сталистую проволоку.
- К контакту 19 серого (правого) разъема подсоединяем протянутый из-под капота провод.
- Часть кабеля, находящегося в моторном отсеке, подключаем к клемме А6 колодки ЭБУ. Для этого зеленый провод от А6 через скотчлок соединяем с кабелем.
Некоторые мастера рекомендуют подключать провод к клемме С7 ЭБУ. Однако в этом случае компьютер будет выводить некорректную информацию.
Выводы по теме
Активацию штатного БК можно выполнить самостоятельно в том случае, если версия ПО заканчивается на четную цифру, в противном случае лучше обратиться к специалистам, т.к систему устройства нужно будет переустанавливать.